1913
1913
Загрузить фото
В то время, когда в Америке и Европе уже действовали сотни автомобильных компаний, для Японии самодвижущиеся экипажи продолжали оставаться большой диковиной. Дорожная сеть была совершенно не приспособлена для автомобилей. Известен случай, когда в ходе трансконтинентального автопробега из Нью-Йорка в Париж под одним из участников, пересекавшим остров Хонсю, провалился мост.
Задумав приступить к выпуску автомобилей, инженер Масудзиро Хасимото учел, что улицы и дороги в стране узкие, а большинство мостов рассчитаны на вес рикши или повозки. И, конечно то, что поначалу нелегко будет с бензином.
Масудзиро Хасимото было тогда слегка за тридцать. Он родился в 1875 году семье землевладельцев из Окадзаки, что в префектуре Аичи. Учеба будущего инженера проходила по только что принятой в Японии прогрессивной образовательной системе. В итоге в 1891 году он поступает в Токийское промышленное училище (Tokyo Kogyo Gakko) в Курамаэ. Получив в 1895 году диплом, он четыре года служит в армии. После увольнения в запас инженер нанимается в дзайбацу (крупный промышленный конгломерат) «Сумитомо» (Sumitomo). В 1902 году по направлению Министерства сельского хозяйства и коммерции его посылают стажироваться в США, в компанию McIntosh & Seymour Co, выпускавшую стационарные паровые машины. Приобретенный опыт пригодился во время Русско-японской войны. Инженер Хасимото привлекался к выполнению заказов императорской армии. Когда война закончилась, инженер пробовал силы в разных областях, пока, наконец, не решил выпускать в Японии автомобили. В июне 1911 года он основал собственную компанию – «Квайсин-ся» (Kwaishin Sha Motor Works).
Сохранилось даже упоминание о компании в прессе тех лет, с указанием адреса: «88, Хироо, Сибуя, спрашивать г-на Хасимото». Районы Хироо и Адзабу в Токио исторически заселяли иностранцы, сегодня там располагаются посольства многих стран, в том числе Российской Федерации.

Поскольку опытом создания автомобилей Япония не обладала, инженер Хасимото принял за образец автомобиль британской компании Swift Motor Co. В 1900 году её основали в Ковентри предприниматели Джеймс Старли и Джошуа Тёрнер. Поначалу они импортировали американские швейные машинки, затем приступили к изготовлению велосипедов, а вскоре начали строить и автомобили. Выбор инженера Хасимото пал на модель Swift 10/12HP с двухцилиндровым двигателем. Она была экономичной и при этом достаточно мощной – 12 лошадиных сил. Небольшие размеры позволяли этому автомобилю проходить там, где более крупные машины конкурентов неизбежно застряли бы.
Наиболее сложные части первого автомобиля инженер Хасимото приобрел у представителя компании Swift в Токио. Нашлись и те, кто согласился помочь новому делу деньгами – Кэндзиро Ден, Рокуро Аояма и Мэйтаро Такэучи. С одним из них, Рокуро Аояма, инженер когда-то учился. По начальным буквам их фамилий автомобиль назвали DAT-go. Марку написали ромадзи, то есть латинской транскрипцией иероглифов, с прицелом в первую очередь на иностранцев. Durable, Attractive, Trustworthy, «Прочный, привлекательный, заслуживающий доверия» – так предлагалось трактовать эту аббревиатуру. Кроме того, имелся и дополнительный подтекст, поскольку «дат» по-японски – «молниеносный». Однако не обошлось без курьеза. Название оказалось фонетически близким слову «датто», что по-японски означает «заяц». К концу 1913 года удалось завершить постройку двух образцов.
В марте 1914 года первенец Хасимото получил бронзовую медаль на выставке Тайшо в Токио – японском варианте всемирных торгово-промышленных выставок в Париже и Чикаго. Примечательно, что в тот же год на выставке широкой публике впервые представили «нисикигои» – декоративных цветных карпов. У японцев принято держать этих рыб дома.
Под маркой DAT Type 31 инженер Хасимото построил еще шесть автомобилей и столкнулся с определенными трудностями. Главной из них оказался недостаток опыта. В 1916 году инженер переводит «Квайсинся» на ремонт автомобилей, а сам нанимается в компанию по изготовлению станков и горного оборудования «Комацу Айронуоркс» (Komatsu Ironworks). Он глубже познает тонкости металлообработки и литья, дважды ездит в США для приобретения станков и к 1918 году успевает существенно усовершенствовать двигатель своего DAT’а. К этому времени японские военные начинают проявлять интерес к грузовикам, и следующая страничка в истории марки Datsun связана именно с этой темой.
Дата публикации: 17.02.2014 00:40
Загрузить